Неизвестная гравюра Гродно?

Неизвестная гравюра Гродно?

BY | RU

В 1686 году в третьем томе "Theatrum Cosmographico-Historicum" авторства Якоба Коппмайера (Jakob Koppmayer) была опубликована гравюра с изображением панорамного вида правобережной части Гродно первой половины 17 века. Этот вид уже давно известен исследователям. Внешне он сильно напоминает гравюру авторства Тамаша Маковского и на первый взгляд является не очень точной ее репликой. Однако при более детальном его изучении возникает много спорных моментов, которые могут косвенно свидетельствовать, что перед нами - неизвестная гравюра!

Гродно гравюраГравюра Маковского была выполнена в 1600 году, однако о ее существовании исследователи узнали только в конце 1980-х годов. Изображение имеет большое значение для изучения истории архитектуры Гродно в период Нового времени и является очень ценным графическим источником. Однако при анализе упомянутой гравюры мы пришли к выводу, что некоторые архитектурные объекты, изображенные на нем, имеют ряд неточностей. Чья это ошибка: автора, который делал эскизы для будущей гравюры, или гравёра, который не очень точно перенес изображение на печатную матрицу – мы не узнаем, наверное, никогда.

Гродна гравюра МакоўскіСущественные искажения есть и на гравюре Коппмайера, только, в отличие от гравюры Маковского, архитектурные объекты тут показаны в значительно упрощенном виде (ратуша, Пречистенская церковь, церковь на Подоле, бернардинский костел и др.). Зато такие объекты, как Старый Замок и Фара Витовта, содержат ряд качественно новых деталей.

Гродно гравюра, старый мост, фара ВитовтаТак, Старый замок показан как бы сверху, что позволило немного "заглянуть" на территорию его внутреннего двора. Мы видим, что башня-ворота и башня со стороны Нёмана имеют полукруглые завершения в виде куполов, галерея имеет крышу. В левой части к галерее примыкает здание с двускатной крышей, а у левой части дворца находится прямоугольная конструкция. Территория замка соединяется с городом мостом, отличительной особенностью которого являются три арочных пролета. Примечательно, что аналогичной конструкции мост сохранился до сегодня, а в инвентарях замка впервые упоминается в 1650 году. На гравюре Маковского на этом же месте показан деревянный мост.

faracompareФара Витовта на гравюре Коппмайера также содержит ряд качественно других, в отличие от гравюры Т.Маковского, деталей. Так, на восточном фасаде показаны пять окон, а на гравюре Маковского их семь. Многие поздние графические материалы (планы и фотографии) показывают, что в действительности их и было пять. На гравюре Маковского перед башней с левой стороны показаны контрфорсы, зато у Коппмайера явно показано с левой стороны постепенное сужение ярусов самой башни, которое наиболее заметно на фотографиях второй половины 19 в. Еще одна немаловажная деталь – ярусность башни. На гравюре Маковского башня показана как пятиярусная с двумя парами окон на каждом из ярусов, зато на другой гравюре эта ярусность почти не заметна и окна расположены одиночно на каждом из уровней. Примечательно, что именно такое расположение окон на башни показано и на обмерном рисунке Фары Витовта 1803 года.

Фара ВітаўтаИз всего вышеприведенного можно сделать вывод, что гравюра с изображением Гродно, которая была опубликована в 1686 году, очень похожа на гравюру Маковского, однако, в отличие от неё, содержит ряд деталей, появление которых трудно объяснить. Мы можем допустить, что Старый замок был перерисован с предыдущей гравюры, а мост с тремя арками мог быть придуман гравером (совпадение), однако в случае с изображением Фары Витовта так думать не приходится. Единственным рациональным объяснением происхождения этих гравюр, как Маковского, так и Коппмайера, является то, что обе они создавались на основе одного графического изображения. Скорее всего, приблизительно в конце 16 в. - 1600 году Тамашем Маковским были сделаны эскизы для создания будущей гравюры. В 1600 году на основе этих эскизов была создана знаменитая гравюра, которая, по всей вероятности, из-за стремления мастера-гравёра добавить детализации, получила ряд ошибок. В свою очередь, гравюра 1686 года была создана не на основе гравюры Маковского, а по эскизным рисункам Маковского.

Мы благодарим автора материала за разрешение опубликовать его на нашем сайте. Поводом для публикации стало появление загадочной гравюры в продаже. Литовский коллекционер предложил гравюру для продажи со стартовой стоимостью около 2000 евро. Такая стоимость не радует: изображение имеет не большой размер и не в очень хорошем состоянии. За последние 10 лет наблюдений за рынком старинной графики изображение из изданий Коппмайера встречалось всего один раз: это была гравюра Вильни, и ее стоимость в 2016 году достигла 800 евро. Тем не менее гравюра Гродно действительно редкая и представляет научный и культурный интерес.