О редких терминах печатного дела


О редких терминах печатного дела

BY | RU | EN

В июльском номере журнала Наука и Жизнь за 2020 год вышла статья "Об одном забытом слове", речь в которой шла о кожаных типографских мáтцах. За недостатком места в статью не вошли материалы о других подобных печатных инструментах — пробел, который и пытается частично восполнить эта страничка.

Коротко о типографских матцах


Одна из технологических инноваций Иоганна Гутенберга, некогда всем известный символ печатного дела, кожаные матцы в течение почти четырёх столетий верой и правдой служили печатникам всего мира для нанесения типографской краски на печатный набор. Их конструкция, материалы, методы изготовления и хранения подчинялись региональным особенностям, но основные черты оставались неизменными — пара округлых кожаных подушек с гладкой и чистой поверхностью, туго набитых наполнителем — конским волосом или шерстью — и насаженных на деревянные рукоятки.


Инструмент этот оказался идеальным решением насущной технической задачи — растереть краску до нужной консистенции и нанести ее ровным тонким слоем на поверхность выступающих элементов шрифтового набора или гравюрной доски. Матцы прочно вошли в общественное сознание, став непременным атрибутом типографских вывесок, печатных знаков, профессиональных цеховых и личных гербов, и даже игральных карт.

 


Две матцы на мраморной плите для разведения типографской краски. Фото: Karen N. Gerig (Basel), 2016.

Тройка, семерка, туз из колоды игральных карт с матцами как символом масти. Йост Амман. Нюрнберг, 1568.

А потом наступил индустриальный 19 век. В Англии изобрели композитный материал, предшественник каучука — смесь сахарной патоки, дегтя и клея. Застывая, этот материал образует твердую, но упругую массу. Поначалу им заменили набитую шерстью кожаную подушку, сохранив традиционную форму матцы. А вскоре из композитной массы научились отливать цилиндрический бесшовный валик. Эпоха кожаной матцы завершилась.


В русский язык название инструмента — вместе с многими другими печатными терминами — попало из итальянского языка. Из двух мастеров-печатников один — тот, что наносит краску на набор, — батырщик (от итал. battitore ); второй, собственно работающий с печатным станком, — тередорщик (от итал. tiratore). Итальянское слово mazza, значение которого — бита, по-русски адаптировалось в ма́тцу. Именно в этой форме это слово встречается в исторических текстах вплоть до середины 19 века: пока матцы оставались в деле, слову требовались все падежные формы и производные: мáтца, мáтцы, мáтец, мáтечный. Но когда инструмент из употребления вышел, и осталась нужда лишь в именительном падеже словарных статей, буква Т постепенно отпала. В словаре В.И. Даля уже находим это слово в форме мáца, то есть, с поправкой на ударение оно стало омографом мацы́ — сухих пресных хлебцев, имеющих ритуальное значение в иудаизме.

 

Der Buchdrucker (Печатники). Гравюра из <em>Книги ремёсел</em> Ханса Сакса и Йоста Аммана. Франкфурт-на-Майне, 1568.

 

С наступлением советского периода о матцах и вовсе постарались забыть: власть торопилась поскорее "отречься от старого мира" и всех связанных с ним атрибутов. Так, этого слова нет ни у Ожегова, ни даже в Большой Советской Энциклопедии. Забывать — дело нехитрое. Начиная приблизительно с середины 1960-х годов в научных статьях можно встретить откровение: "Краску на набор накладывали с помощью мацы — большой кожаной рукавицы". А сегодня в некоторых сетевых и печатных изданиях, включая университетские учебные пособия (они выходили под разными именами — кто кому служил источником, сказать затруднительно), можно найти описания подготовки печатных матец к работе, переписанные буквально слово в слово ... из кошерных кулинарных книг, где приводятся рецепты приготовления блюд из мацы́!

Тем не менее, благодаря музеям живой истории и энтузиастам печатного дела, матцы продолжают жить и сегодня. Желающие могут увидеть их в работе и даже попробовать себя в искусстве батырщика. На снимке справа — Гари Грегори, основатель и директор Мемориальной типография Бенджамина Идса и Джона Гилла в г. Бостон (штат Массачусетс), воспроизводящей обстановку периода американской революции. А по этой ссылке — демонстрация работы мастера-печатника на современной версии печатного станка Гутенберга в Музее истории печатного дела в г. Альпайн (штат Юта), основанного предпринимателем Луисом Крандалом в 1998 году.


Гари Грегори, Мемориальная типография Идса и Гилла. Бостон, штат Массачусетс, США.

Итальянское слово mazza (бита) функционально. Термины, используемые во многих других языках, подчеркивают округлость формы. Немецкое название — Druckerballen, английское — ink ball (встречается также термин dabber), нидерландское — inktbal или drukkersbal, финское — väripallo, французское — просто balle.


В украинском языке одно из названий этого инструмента является производным от названия профессии: батирка. (Автор признателен Виталию Павленко, указавшему это слово.) Хотя оно чаще всего встречается в 19 веке, когда им обозначали уже композитный валик, своими корнями слово это уходит именно в эпоху кожаных матец: "Для шрифтаря купують дві залізні мисочки, для друкарні купують: 4 дубові дошки, оливи 4 1/2 ф., губу грецьку, шворки, ниток несуканих, ирхи овечой за батирки, 7 щоток, бичовки на шнури, ниток суконих, сукна сермяжного, криці косної для ножів у друкарні, олова для літер, словолітейщику 4 вози вугілля..." (Бібліологічні вісті, 1–4, Львів, 1999. С.59).

 

Матца в руке батырщика. Фото: http://www.imprimerie.lyon.fr

Обратимся теперь к другим приложениям метода высокой печати и тем инструментам, которые применяются в таких приложениях.


Набойка на ткани

Набойка на ткани распространена во многих культурах и по древности намного превосходит книгопечатание. На печатный блок с выступающим рисунком наносят краску (для прямой печати), травитель (для удаления краски с уже равномерно окрашенной ткани) или резерв (например, воск — для покрытия мест, куда краска не должна попасть при последующем окрашивании). Затем изображение с печатного блока переносят на ткань и подвергают ее необходимой дальнейшей обработке. Старейшие образцы набойки на территории бывшей Российской империи относятся приблизительно к 11 веку. Их обнаружил в 1874 году при раскопках курганов близ села Левинки Стародубского уезда Черниговской губернии в Украине видный археолог Древней Руси Д.Я. Самоквасов (1843–1911).


В литературе описаны два основных способ нанесения изображения на ткань. Первый распространен практически повсеместно. Ткань расстилают на ровной поверхности; печатный блок накладывают на нее и пристукивают сверху рукой или деревянным молотком. В России для нанесения красящего вещества на печатный блок используют шасси — деревянный ящик или поддон, который до половины наполняют каким-нибудь густым веществом (загусткой) для создания упругой основы, а поверх него накладывают водонепроницаемый материал и пропитанное краской сукно. Когда печатный блок (называется такой блок цве́тка или ма́нера) опускают в поддон-шасси и прижимают к сукну, краска переносится на его выступающие элементы. Таким способом изготавливают, например, Павловопосадские шали.


Набивные ткани из Левинковского кургана близ Стародуба Черниговской губ. Илл.: В.Прохоровъ <em>Исторiя русскихъ одеждъ.</em> СПб, 1881.

Второй из описанных в литературе способов сохраняется, главным образом, в Украине. Печатный блок (укр. лице́) устанавливают горизонтально, резной стороной вверх; ткань накладывают на него и либо пристукивают, либо прикатывают сверху. Для нанесения краски на печатный блок служат две обтянутые кожей подушки — товку́ши. "Товкуша, ші, ж. — у выбойщиковъ: инструментъ, которымъ накладывается краска на матрицу узора: четырехугольная дощечка съ рукояткой сверху и кожаной подушкой снизу" (Словарь української мови: в 4-х тт. / За ред. Б. Грінченка. К., 1907–1909. Т. 4. С. 270). Между товкушами и типографскими матцами существует прямая параллель. "Краской смазывают две обтянутые кожей подушки (укр. товку́ши). Эти подушки набиты на четырехугольные доски с ручками. Подушки ударяют друг о друга; благодаря этому краска ложится на них равномерно, и тогда этой краской покрывают узор, вырезанный на деревянной доске (укр. лице́; рус. ма́нера, набивная доска), для чего обычно бьют по доске подушкой" (Н. Дубина «Откуда есть пошла»... печать по ткани.)


Пример набойной печатной доски с миниатюрными элементами узора, предназначенной, скорее всего, для нанесения краски именно кожаной товкушей-матцей, а не прикладыванием к суконке, приведен на иллюстрации справа. Этот блок изготовлен при помощи резьбы по дереву и инкрустирован металлическими деталями: пластинками и проволокой, что позволяет создавать тонкие и четкие линии контура.


Тушевой оттиск (Китай)

 

Деревянный набивной блок, инкрустированный медными деталями. Фото автора.

Фрагмент инкрустированного набивного блока. Фото автора.

В Китае издревле существовала традиции запечатлевать в камне важнейшие канонические тексты (Аналекты Конфуция, произведения классической поэзии, буддийские сутры, шедевры каллиграфии и им подобные). Их гравирование в виде углубленного рельефа на каменных стеллах стало особым видом пластического искусства. С изобретением бумаги во втором веке новой эры появилась возможность создавать копии таких рельефов для государственных и личных библиотек, что привело к зарождению и становлению новой формы графики. Эту графическую форму — искусство тушевого оттиска — в наши дни обозначают словом 拓 (tà или tuò). Считается, что его история насчитывает не менее полутора тысяч лет.

 

Мастер тушевого оттиска за работой. Фото: http://www.longquanzs.org

Для изготовления оттиска используется инструмент, который называется 拓包 (tà bāo) и напоминает своей формой типографскую матцу. Значение второго иероглифа — пакет, сверток или пельмень. По-русски название этого инструмента обычно переводят как "тампон табао". Увлажненный лист бумаги накладывают на поверхность камня и приглаживают его специальной щеткой так, чтобы вдавить бумагу в углубления печатной формы. Затем при помощи тампона табао (как правило, одного — в случае вертикальной поверхности — или двух — в случае поверхности горизонтальной) наносят краску на наружную сторону листа. Вдавленные участки при этом остаются неокрашенными. В результате на бумаге образуется оттиск печатной формы, который, в отличие от книгопечатания или гравюры, получается позитивным, а не зеркально перевернутым.

 

Этапы изготовления оттиска (1). Музей каменных стелл в Сиане. Фото автора.Этапы изготовления оттиска (2). Музей каменных стелл в Сиане. Фото автора.

Этапы изготовления оттиска (3). Музей каменных стелл в Сиане. Фото автора.Этапы изготовления оттиска (4). Музей каменных стелл в Сиане. Фото автора.

В течение столетий в искусстве тушевого оттиска возникло множество стилей и направлений. Наиболее очевидный признак классификации опирается на тип красящего вещества: в технике 墨拓 (mò tà) используется черная тушь, а в технике 朱拓 (zhū tà) — киноварь или другой ярко-красный пигмент. Также в течение более чем тысячи лет различают "золотисто-вороные" оттиски, выполненные насыщенным черным глянцевым тоном (烏金拓, wūjīn tà), и оттиски стиля "крыло цикады" с легкими полупрозрачными разводами, которые складываются как бы в графическую рифму (蝉翼拓, chányì tà). Более подробно об искусстве тушевого оттиска можно прочитать в статье В.Г. Белозёровой. A видео-демонстрация с использованием малых форм, записанная в Национальном историческом музее Наньтоу (Тайвань), позволяет разом охватить все стадии изготовления оттиска.


Искусство тушевого оттиска живо и по сей день, продолжает развиваться и даже обретает новые выразительные формы. Как и в случае с типографскими матцами, тампоны табао изготавливают сами мастера. Деревянный диск с уложенными на него комками хлопковой ваты, овечьей или верблюжьей шерсти оборачивают несколькими слоями шелка или ткани с широкими краями. Края эти, собранные с противоположной стороны и обмотанные бечевкой, образуют рукоятку табао.

 

Фрагмент киноварного оттиска в технике 朱拓 (zhū tà). Фото: http://xuenpei.blog.sohu.com/

Ван Сичжи. <em>Павильон орхидей</em> (353 г.). Выполненный в стиле Крыло цикады оттиск заключительных строк со стеллы VI-го века.

Полихромная ксилография (Япония)


Было бы несправедливо не упомянуть еще об одном родственнике матцы, товкуши и табао. В Японии в искусстве полихромной ксилографии (гравюры на дереве) используется инструмент под названием бáрэн (ばれん). Он имеет форму диска с плоской рукояткой и, в отличие описанных выше инструментов, в работе не соприкасается с краской. Нанеся на печатный блок краску щеткой и наложив на него сверху лист бумаги, японский мастер притирает лист к блоку при помощи барэна, который таким образом выполняет роль печатного пресса. На демонстрации в студии Такезаса-до в Киото изготовление полихромного оттиска разъясняется на примере современной репродукции знаменитой гравюры "Большая волна у Канагавы", авторство которой принадлежит японскому художнику Кацусике Хокусаю (1760–1849).


Любопытно отметить разницу в подходах к копированию печатных блоков в традициях японской и европейской ксилографии. В Европе мастер, резавший новый блок, редко добивался — или ставил целью добитьcя — неразличимого сходства, так что оттиски, полученные с таких блоков, легко различимы (копирование медных гравюрных досок — другое дело.) В Японии, с другой стороны, изготовление копий резаных по дереву печатных блоков с исключительной точностью вовсе не представляется чем-то необычным.


Благодарность

Автор выражает свою искреннюю признательность д-ру Цзюнь Шань Вей (Сиэтл), распахнувшей перед ним двери музея Бэйлинь в Сиане и принявшей живое и заинтересованное участие в процессе подготовки этой статьи.

 

 

 

 


Барэн. Современная версия.

Кацусика Хокусай (1760-1849). Большая волна у Канагавы.