Падобныя матэрыялы
- Выстава "Беларусь на старинных географических картах"
- Факсімільнае выданне гравюр з "Хронікі" Марціна Бельскага
- Карта свету Дж. А. Вавасорэ 1520-30-я гады, факсімільная копія
- Рэпрынт, факсіміле ці навадзел: шэсць спецыяльных тэрмінаў для рэканструктараў матэрыяльнай спадчыны
- Карта Адмірала. Марцін Вальдзеемюлер, 1513 год
- Адзін дзень з жыцця горада ў 16 стагоддзі
- "Белкартаграфія" выдала каляровую гравюру Горадні 1568 года
- Студыя imago.by прыняла ўдзел у свяце гравюры ў Горадні
- Гравюры і рэканструкцыі старадаўняй графікі на выставе зброі
- Гравюры и реконструкции старинной графики на выставке оружия
- Аляксандр Карнілаў - рэканструктар старадаўняй графікі
- Тамаш Макоўскі. Гравюра Горадні. 1600 год.
- Tamash Makouski. Grodna 1600
- Ноч музэяў у Віленскім беларускім музэі імя Івана Луцкевіча
Репринт, факсимиле или новодел: шесть терминов для реконструкторов материального наследия
BY | RU
Во все времена для разных целей люди создавали копии ценных изображений и документов. Рассчитанные на широкого потребителя, копии могли быть максимально упрощенными. Для ценителей создавались шедевры копирования.
Такой разброс в целях и подходах вынуждал людей искать соответствующие названия для копий. Ниже – шесть терминов, без которых не обойтись увлеченным материальным наследием.
Репринтом называют воспроизведение изображения или документа, которое сохраняет его первоначальный внешний вид, но допускает исправления (повреждений, ошибок, замену текста и т. д.).
Факсимиле – повтор или воспроизведение графического материала, передающий довольно точно именно тот экземпляр, с которого сделано факсимиле. Создатели факсимиле в разные времена прибегали к любым средствам (от перерисовывания через прозрачный материал до фотографирования), чтобы получить максимально точное изображение
Обратите внимание: о материальном носителе репринта и факсимиле речь не идет. Например, на выставке"Беларусь і Біблія" (Минск, 2018) были представлены факсимиле ранних текстов, выполненные на пластике, который имитировал пергамент (главная цель – максимальная похожесть на глаз).
По принципу факсимиле созданы копии линогравюр Язэпа Драздовича. Изображения повторяют отпечатки из книги "Нябесныя бегі" (1932). Факсимиле напечатано вручную, бумага выбрана более плотная и качественная, чем оригинальная.
В 1980-х появился термин жикле – это Fine Art print, или отпечаток, напечатанный с цифровой копии изображения на струйном принтере с высокой цветопередачей (не менее 16 миллионов цветов). Для жикле изготавливают специальные бумагу и чернила – все для того, чтобы получить максимально точное изображение: с насыщенными цветами и точной детализацией. Иногда его называют архивной печатью, так как жикле гарантированно сохраняется неизменным более 100 лет.
По сути, каждое жикле – это факсимиле, но не каждое факсимиле – это жикле.
Есть еще два интересных термина, которые можно применить к копированию карт и гравюр: реконструкция и реплика.
Когда говорят об исторической реконструкции, имеют в виду процесс воссоздания материальной или духовной культуры определенного периода. В двух словах, требуется изучить описание объекта/процесса в источниках и создать его заново. Для исторической реконструкции важно повторение процессов создания. Если мы говорим о реконструкции гравюры, то отпечаток должен быть получен тем же способом, что и оригинал.
Пример – карта мира Джованни Андреа Вавассоре, воссозданная imago.by к 500-летию белорусского книгопечатания. В мире сохранилось только 6 оригинальных экземпляров этой карты, и едва ли не все из них имеют потери. Чтобы получить первоначальное изображение, была реконструирована форма. Карта была напечатана в соответствии со старинными технологиями на бумаге ручной отливки.
Суть термина реплика немного разнится в зависимости от сферы употребления: для искусства в реплике произведения могут быть изменены размеры и даже отдельные детали, для материальных объектов речь идет обычно о полномасштабной функциональной модели-копии, причем допускается использование современных материалов и технологий. Основная цель – визуальная схожесть, создание объемной иллюзии.
И абсолютно несправедливо пренебрежительную коннотацию получил термин новодел. В широком смысле так называют современные копии старых вещей. Тем временем новоделы стали создавать еще в эллинистическую эпоху (более 2000 лет назад), когда копировали произведения предшественников.
Значение копии в искусстве сегодня, как и ранее, – в сохранении редких объектов, а также в популяризации их. Несмотря на разработанность терминов, часто невозможно строго распределить копии по категориям. В зависимости от задач, стоящих перед реконструктором, копия может быть одновременно факсимиле и реконструкцией.
< Папярэдні | Наступны > |
---|