Себастьян Мюнстер. Описание Литвы, Жемайтии, Руси и Московии
BY | RU
Перевод текстов о старинной Литве, Руси, Жамойтии (регионы Великого Княжества Литовского), а также Московии сделан Давидом Олегом Лисовским согласно издания 1545 года (Базель).
В качестве источника был использован экземпляр из библиотеки Университета Генриха Гайны в Дюссельдорфе (urn:nbn:de:hbz:061:1-4685).
Биографии немецкого гуманиста Себастьяна Мюнстэра посвящен отдельный материал >>
Космография, или описание Земли
Себастьян Мюнстер
(1545 г., Базель)
Книга четвёртая
[с. 640]
Литва.
Литва примыкает к Польше и большей частью покрыта болотами и лесами, и поэтому не так просто туда добраться, особенно на лошадях, кроме как в зимнее время, когда болота и озера покрыты льдом, и снег лежит в стране. Ведь обычно там торговцы двигаются по воде как по морю и ориентируются только по звездам или по компасу, потому что другой никакой дороги там нет. Литва имеет мало городов и деревень.
Её богатство составляет скот.
[с. 641]
и меха разнообразных животных. Воск и мёд имеют они сверх меры. Они не пользуются деньгами. Мужчины позволяют, чтобы их жены имели любовников, которых они называют помощниками брака. Однако если мужчина имеет еще одну женщину кроме своей законной жены, это считается предосудительным. Они очень просто разрывают брак при согласии обоих и женятся с другими. В этой стране редко можно найти вино. Хлеб черный, сделанный из грубой муки. Они пользуются ячменём и пшеницей и выпекают их вместе с клевером. Однако господа пользуются белым хлебом. Их зарплата[?] состоит почти только из скота. Относительно языка они похожи на поляков. По религии в Литве есть много тех, что ведут богослужение на греческий манер. Также среди них там ещё можно найти некоторое количество язычников, которые поклоняются идолам. Столица этой страны - Вильня[оригинальное написание?], и там также имеется епископство, и город этот такой же большой, как Краков с его предместьями. Однако ни один дом не стоит поблизости от других, но все дома имеют между собой сад и двор, как в деревнях. Там живет также некоторое количество татар, под Вильнюсом в определенных деревнях, и они работают на земле и перевозят товары торговцев из одного города в другой, пользуются татарским языком и исповедуют магометанскую веру.
Литва это великое и пространное герцогство, которое разбрасывается далеко на север, так как в Вильнюсе Полюс поднимается на 54 градуса [Космография 1598: ... на 54 градуса. А некоторые говорят, 57 градусов]. Этот народ в прошлом [Космография 1598: несколько веков назад] был в таком презрении со стороны русинов, что князь киевский из-за их нищеты требовал от них только веревку-пояс и несколько садовых столбов, которые они должны были дать в знак своего подчинения ему . Однако возник в Литве герцог, именем Витень, он был непокорный русинам и сам себя назначил герцогом среди простых людей, и тоже начал войну против русинов и в этом вел себя настолько мужественно и осторожно, что удержал поле1 и таким образом получил преимущество во власти, что к нему отошла даже некоторая часть Руси, которая должна была платить ему дань. Его потомки часто нападали на русских, как также и на пруссов, московитов и поляков, и грабили их, пока герцог Конрад, который царствовал над Московией2, не призывал немецких братьев креста из Пруссии и не пригласил защитить от литвинов и их набегов. Таким образом немецкие братья подчинили себе литвинов к временам двух братьев Ольгерда и Кейстута. Кейстут был большим преследователем христиан, который в одном бою трижды попал в плен к крестоносцам из Пруссии и каждый раз против их воли лукавством выбирался из тюрьмы. Однако в конце концов он был убит сыном своего брата, Ягайло, который вскоре после того крестился и был назван Владиславом В 1386-м году Христовым, и женился на дочери польского короля, получив также и ее государство. Когда это произошло, он направил много усилий на то, чтобы его народ, литвины, тоже стали христианами, поэтому он взял епископа и других служителей и вместе с некоторыми землевладельцев в году, который считают 1387-м, вторгся в Литву и достиг того, чтобы литвины приняли святое крещение, а до этого они поклонялись
[с. 642]
огню, лесам и змеям. Огонь их священники поддерживали постоянно неугасимым, змей и ужей они держали в своих домах также как и своих домашних идолов. Однако король Владислав погасил огонь в Вильнюсе, разбил храм и алтарь, вырубил лес, которому они поклонялись, и приказал, чтобы люди убили змею. Когда это произошло, они перешли в христианскую веру и крестились.
Потом в Вильне также была финансируемая соборная церковь, и ее алтарь был поставлен на то место, где до сих пор горел вечный огонь.
Жемайтия.
Земля Жемайтия лежит на севере, примыкает к Литве, Пруссии и Лифляндии, она окруженная лесами и реками и является холодным краем.
Люди там - изрядные и высокие, однако грубого и свирепого нрава. Они питаются малым количеством пищи, пьют воду, изредка пиво или также медовуху. Некоторое время назад они не знали ни золота, ни серебра, ни железа или даже вина. Мужчина может иметь много жен, и если отец умирает, то сын может взять себе своих сводную мать, или жену своего брата. Они имеют бедные, жалкие дома, сделанные из дерева, соломы и навоза, в форме железной гуты, и у них имеется сверху одно большое, широкое окно, которое дает свет всем доме. Там находится отец семейства, его жена, дети, слуги, служанки, скот, зерно и все домашние устройства. Там они также поддерживают вечный огонь, вокруг него они сидят и не только варят на нем, но также и защищаются от лютого холода, который почти весь год царит у них. Народ там склонен к волшебству [Космография +1598: к грабежу], и помимо прочего они поклоняются огню. Ведь они считают, что он есть святой и вечной вещью. Он был заложен на высокой горе одним священником, который все время подбрасывает дрова. Король Владислав поскакал к башне, в которой был огонь, и погасил его, и приказал вырубить те деревья в лесах, которым они поклонялись. Потому что они полагали, что лесные птицы и дикие звери там являются священными. И если кто-то шел в лес и что-то там портил, то ему черт выкручивал руки и ноги, поэтому они были очень удивлены, что польские слуги не имели ничего против того, чтобы порубить деревья. Они также имели огненные печи в лесах, для каждого пола отдельно, на которых они сжигали умерших с лошадьми, седлами и с лучшей одеждой. Они также ставили там кресла и клали на них выпечку в виде сыра и выливали медовуху на печь, по своей вере и глупости, что души умерших приходят ночью и питаются там. Если же король Владислав подчинил жемайтов относительно веры, он приказал крестить их всех и основал епископство в Медниках. Потом он передал великое герцогство Литовское и Жемайтию сыну своего брата, которого звали Витольд и который был дерзким воином. Он также захватил под свою власть герцогства Псковское и герцогство Новгородское, которое называют Новоградчиной, и третьим герцогство Смоленское, и когда он удовлетворился, то двинулся против татар и захватил себе большое количество татар, которых он поселил в Литве, и они до сих пор еще находятся там. После этого он с большой мощью двинулся в Татарию, однако его люди были разбиты, а он сам бежал и вернулся в Литву.
[с. 643]
Тогда император Жигимонт решил посеять раздор между королем Владиславом и герцогом Витольдом и сообщить герцогу Витольду, что он хочет сделать его королем Литвы, и прислал ему для этого корону через Марк и Пруссию. Однако знать из Польши не хотела допустить этого и устроила засаду с разведчиками. Когда послы императора приблизились к ним, то с ужасом сразу повернули назад.
Про некоторые города в Литве
Вильня, как было сказано, есть столицей в Литве и лежит в 60 милях от Прусскога моря. Однако от Риги насчитывается до Вильни 70 миль.
От Киева, где сливаются большой и малый Борисфен, которые сейчас называют Днепр и Буг, до этого места отсчитывается 70 миль, и там край границы литвинов. Однако, если считать с другой стороны, от Паркова, который лежит на границе Литвы, до Вильни насчитывается 120 миль. Также от Кракова до Вильни насчитывается 100 немецких миль. Новгород и Новгородчина - это город, который также принадлежит к Литве, является немного более широким за Рим. Ведь Рим занимает со своими окрестностями 6 немецких миль с половиной, но Новгород имеет 7 полных миль в своей окружности. Он лежит в трех милях от моря и имеет исключительно деревянные здания. Его захватил Иван, это Иоанн Московит, до этого события насчитывается от рождества Христова 1479 лет, и загрузил там три сотни возов серебром, золотом, драгоценными камнями и другими ценными вещами и торговыми товарами. Ведь там находилось много состоятельных торговцев. Этот город имеет столько церквей, как дней в году. Он лежит так далеко на севере, что летом, около дня святого Иоанна, после закат солнца остается настолько светло, что сапожник и портной всю ночь видят как шить. Псков - это другой выдающийся город, большой и окружен стеной, но он меньше Новгорода, он лежит между Литвой и землёй московитов. Его жители одинаковые с русинами что к традициям и к языку, они не стригут ни бороду, ни волосы. От этого города край назван Псковский и имеет 60 миль в длину и 40 в ширину. В Литве есть четыре языка. Первый - ятвяжский, и на нём мало кто говорит. Второй это литовский и жемойтский. Третий это прусский3. И четвертый это латвийский, или Лифляндский, вокруг города Риги. Однако польский и немецкий языки приняты почти повсюду в Пруссии, Литве и Лифляндии.
Надо отметить также, что под Вильней живёт некоторое количество татар, как уже ранее сообщалось, и также имеются в Литве евреи, особенно в городе Тракай.
Также в Литве начинается малый Дон, или Танаис, также вытекает из неё Днепр, или Борисфен, и
[с. 644]
течёт через Смоленск и Киев достоверно 300 миль к понтийские моря. Также Вилия, другая река, начинается под Вильнюсом и бежит достоверно 30 миль на восток, где вместе с Вилам, другой рекой, впадает в воды Нёмана, который течет почти кругом и впадает в Прусское море возле замка Ковно. Двина, большая река, начинается в Московии и течет через Литву, проходит около Риги в Лифляндии и впадает в то же море.
Они имеют в Литве разнообразные медовухи, от которых они даже становятся пьяными, однако простой народ пьет воду. Край имеет разнообразный скот и много дичи из больших необжитых мест, и много лесов, где также можно найти огромных диких животных, таких как первобытные буйволы и дикие быки, которых они называют турами и зубрами, дикие ослы и лошади, олени, козлы, барсуки, медведи и др.
В Литве есть даже плохая привычка среди сильных, когда они вместе собираются в таверне, то сидят они с юга до севера и наполняют себя больше и больше, пока их не тошнит, а потом они снова начинают жрать. Эта привычка также распространена в земле московитов и среди татар. Также в этих краях есть старый обычай, что людей продают как скот, и свободные люди среди бедных продают от нищеты своих детей, чтобы они получали таким образом от своего господина достаточно пищи, какой бы грубой она ни была.
Русь.
Русия и Рутения, которую также называют Подолией, в прошлом называлась Роксолания. Она лежит за Польшей и примыкает на юге к Молдавии и Валахии. Это очень плодородный край и имеет очень много меда. Поэтому здесь только немножко обрабатывают землю плугом и бросают туда зерно, а она дает три года урожай, однако если оставить немного зерна в земле во время сбора зерна, то они вырастут без всякой другой обработки земли. Пчелы оставляют свой мед не только в своих ульях и пустых деревьях, но повсюду на берегах рек и в пещерах скал, там они собирают свой мед, из которого люди делают вкусную медовуху и большие восковые круги.
В этой Руси находятся области Галиция, Пржемыслия, Занок и Львов. Этот Львов, или по немецки Лемберг, является столицей в Руси, он приобрел свое имя от императора Льва в память о великой победе, которую тот получил над народами этой земле. Здесь ведут большой торг турецкие и христианские торговцы, он лежит в 50 милях за Краковом. На севере находятся панство Хельм и Бельзэн. С Московии течет река Борисфен, или Непр, который,
[с. 645]
однако, жители этого края называют Днепро, и он бежит через Литву и Белую Русь в Понтийское море. В Руси не растет никакого вина, но его привозят туда из Венгрии, Молдавии и Валахии. Там делают много разнообразного пива, имеется много лошадей, коров, быков и овец, много куничьего и лисьега меха. Также имеется много рыбы в реках. Там сажают в воду маленького малька, потому что, где есть вода, говорят они, там заведутся и рыбы от расы небесной. В этом крае добывают соль из одного озера, которое называется Кацибей, особенно при сухой погоде, по этому поводу русины также постоянно находятся в состоянии войны с татарами.
Край Белой Руси, который лежит за Днепром, имеет много аира около Дона, это Танаис, также имеется много ревеня там и в Литве, и также много других трав и корня, которые больше нигде не найти. В Хельмском крае имеется много мела, который добывают и экспортируют к нам. В Руси проживает много евреев, которые обеспечивают себе жизнь обработкой полей и торговлей. Они также держат таможни и другие подобные службы. В городах Камень и Лебмерг живут армяне, очень знаменитые торговцы, путешествующие к Кафе, Константинополю, Александрии, Алькаиру и Калькутте, которые все являются большими торговыми городами. Русины имеют особый шрифт, однако по стилю похожий на греческий. Евреи пользуются также своим шрифтом и изучают среди себя астрономию и медицину. Армяне пользуются своим шрифтом и среди других святых апостолов ценят Иуду Фаддея, говорят, он привел их к вере. Еще они ценят Варфоломея, от которого они переняли много статей веры.
В Лемберге имеется архиепископство, под которым находятся русины и литвины. Там останавливаются христиане, греки, армяне, евреи и турки, которые все прибывают со своими торговыми сокровищами.
В Киеве когда-то тоже было архиепископство, под которым находились греческие епископы через Молдавию и Валахию к Тоново. Белые русины находятся под князем Московии. Под ним также находится большой город Новгардия или Новгород, о котором здесь ранее в описании Литвы много было сказано. Об этом городе пошла вот такая поговорка: кто может идти против Бога и против великого Новгорода.
Край московитов.
Московия, или край московитов получил это имя от одной реки, что называется Москус, протекающей там и впадает в Северное море. На этой реке лежит город Моск или Москва, который есть столицей московитов и превосходит все другие города этого края по размерам, красоте, мощи, наличии рек, и также через мощный замок, который стоит там.
Дома все деревянные, отличаются друг от друга разнообразными комнатами, и нет здесь дома, у которого не было бы декоративного сада, где растят травы, это делает город тоже очень широким, что он примерно вдвое больший, чем Прага в Богемии. Река Москус впадает на юге в реку Оку около города Коломны, потом Ока впадает в реку Ольгу около маленького города Новгорода. Московитский край очень длинный и широкий. Ведь от Смоленска до Москвы 100 миль, от Москвы до Валошка
[с. 646]
насчитывается также 100 миль. От Вологды до Устюга 100 миль, от Устюга до Вятки 100 миль, и эти 400 миль охватывают московитский край4. Они пользуются между собой словенской языком. В этом краю имеется много герцогств, каждое из которых изобилует дворянами и воеводами. Герцогство Московское может выставить на поле трижды по сто тысяч дворян и 60 тысяч крестьян. Герцогство Тверское может выставить 40 тысяч годных в армию мужчин из дворянства, его столицей является Тверь, около которой река Ольга течёт в герцогство Хельмское, которое может отправить в поле 7 тысяч. Княжество Рязанское может выставить
[с. 647]
15 тысяч дворян, и там начинается знаменитая река Дон, или Танаис. Также есть Казанский край татар, который может выделить 30 тысяч годных в армию мужчин и подчиняется Москве, название своё имеет также от замка Казань, лежащий на Ольге. Московский замок лежит в центре города на равнине, окружен сильным кладкой, в нем находятся 16 церквей. Ведь он такой же широкий по своим размером, как Офэн в Венгрии. Московитский край равнинный, полный лесов, рек, рыбы и диких зверей, также как и Литва, однако более холодный и находится севернее, из-за чего тамошний скот меньше и без рогов, однако люди сильные и ладные. Они обрабатывают землю деревянными инструментами и пользуются тростью в качестве бараны. Зерно редко вырастает своевременно из-за холодов, поэтому после жатвы они сушат снопы в помещениях. Они не имеют ни масла, ни вина. Край этот хорошо охраняется,так что не только крепостные и пленные, но даже свободные уроженцы страны и гости, прибывающие туда, не могут оставить его без княжеского согласия и разрешения.
В Московии берут своё начало многие реки, среди которых выдающейся есть Дон, который бежит к границам Скифии и Татарии, потом поворачивает на юг и бежит в Меотическое море. В прошлом этой рекой разделяли Европу от Азии, и она вдвое больше Дуная под Офеном. Здесь начинаются также другие крупные реки, как Двина, Днепр, Ольга либо Эдель. В которую, если она протекает 200 миль на север, примешивается река которая называется Ока, которая приходит из центра Московии. Затем Эдель течет 80 миль дальше к замку который называется Казань, а оттуда она 25 реками впадает в море.
В Казани, принадлежащей московитянам, живут татары, которые имеют магаметанскую веру.
Московиты очень сильные люди и в сраженьях пользуются луками и длинными копьями. Однако всадники носят полную броню и одевают в качестве шлема заостренную железную шапку. Женщины имеют обыкновение носить жемчужины и другие ценные камни в своих ушах, и так делают даже маленькие девочки. Они считают женщину бесстыдной, когда она в третий раз выходит замуж. То же самое говорят и о мужчинах, если они в третий раз женятся. Они очень склонны к неряшливости, и к выпивке они также привержены через меру. В их стране пьют воду и пиво, и также медовуху, а еще они делают кислый напиток, который они называют квасец. Также они делают из овса и мёда, и также из молока, дистиллированную воду, которая получается настолько сильной, что они часто от нее пьянеют. Однако их князья запрещают им напиваться полностью теряя голову, кроме 2 или 3 раз в год, если им это разрешается. Они пользуются большими и малыми серебряными монетами, не круглыми, но четырехугольными. В летние времена этот край делается в некоторых местах полностью болотистым, как и Литва; имеет много лугов для скота, имеет также диких животных, например, первобытных быков, которых некоторые называют турами, а другие Бизонтами, и также лосей, которые выглядят подобно оленям и имеют мясистую морду и высокий круп. Немцы называют их гелендами. Также там водятся большие и черные
[с.648]
волки, которые страшнее наших волков. Зимой люди редко путешествуют в Вильню и в Москву, потому что там все замерзает, однако летом требуется много усилий и труда, чтобы пробраться через болота и озера, особенно на лошадях. Потому что тогда нужно строить много деревянных мостов через озера, делать канавы и ямы. Здесь, в московитском крае, не растёт никакой сладких фруктов, кроме вишни. Их наибольший доход состоит из воска и меда. Ведь весь этот край наполнен плодородными пчелами, которые делают мед не только в ульях, которые люди подвешивают ним, но наполняют медом также пустые стволы деревьев в лесах. Тогда в лесу можно увидеть большой пчелиный рой, что висит возле деревьев. Таким образом часто находят деревья, полные старого меда, которые пчелы оставили, выбрав себе новое убежище, куда они будут приносить мед. Поэтому люди в больших и протяжённых лесах не могут найти весь мед. Иногда случается, что люди находят пустые деревья с возовую бочку5 величиной и шириной, которые заполнены медом. И об этом пишет Паўль Ёвий6, что Деметрий, один москвич в Риме, рассказывал несколько лет назад, как в его местности был один крестьянин, который однажды ушёл в лес, желая найти мед, и нашёл также большое пустое дерево полное меда. И когда он залез туда, желая посмотреть на мёд, то провалился по грудь в мёд и торчал там два дня, так как он не мог оттуда выбраться. Он, конечно, кричал громко, однако в лесу не было никого, кто бы его услышал. И когда он уже отчаялся, что должен умереть в меде, чудом пришёл туда медведь и вытащил его оттуда. Ведь медведь хотел забраться на дерево и поесть меда, а мужик схватил его двумя руками за пряди и поднял такой большой вопль, словно хотел прогнать медведя, тогда медведь так испугался, что ловко выбрался оттуда и вытащил мужика с собой вместе. В этих краях очень много медведей, они очень лакомые на мед, не только потому, что едят его, но также потому, что он, как пишет Плиний, помогает их плохому зрению. Ведь от природы их глаза очень часто слепнут, и тогда они бегут к медоносицам или пчёлам и бесят их в их ульях, чтобы те обкусали им морду в кровь, и такое кровопускание помогает их глазам. Упомянутый Плиний пишет об их нравах, что самка не ходит беременной более 30 дней и рождает одновременно 5 медвежат разом, они окровавленные и белые, без шерсти и без глаз, немного больше мыши, лежат там, как куски мяса, не имея ничего, кроме когтей. Однако мать вылизывает их так долго, пока они не приобретают обычный вид. Первые 14 дней они таким образом крепко спят, что их невозможно разбудить даже уколами или ранами, и от этого становятся довольно толстыми.
[с. 649]
После 14 дней они просыпаются и сосут передние лапы, за счёт чего и живут. Более невозможно найти никакой другой пищи, которую бы они принимали в первый период детства, пока весной они не начинают бегать, тогда они уже начинают, соответственно своей природе, грызть молодые побеги и различные травы. Медведь имеет очень слабую голову, как вот лев, наоборот, имеет мощную, сильную голову, поэтому он, когда вынужден прыгать со скалы, держит голову передними лапами, в которых он имеет большую силу, и без повреждений падает вниз. Ему можно дать легкий удар по голове, от чего он умрет.
Указанный Деметрий также говорит, что у московитов нет никакой руды кроме железа. Они отдают железное оружие за соболиный мех.
500 лет назад они поклонялись идолам, и когда греческие епископы начали отделяться от латинских, они перешли к христианской вере и приняли греческую религию. Они делают причастие на квасном хлебе и верят, что живые не могут оказать никакой помощи душам умерших. Также они считают чистилище выдумкой. Если у них идет богослужение, то народу рассказывают истории жизни и чудеса Христа и апостола Павла.
Они пользуются словенской языком, поэтому они понимают багемцев и поляков. Ведь это самый крупный язык, который только можно найти в Европе. Они имеют большую и очень вкусную рыбу в реке Ольга, и особенно больших осетров. Они редко пьют вино, кроме только случаев, когда кто-то хочет устроить роскошное пиршество.
Антоний Вид из Литвы также пишет о крае московитов: мы с большим усердием начертил места городов, замков, морей, озёр и источников, и как далеко лежат они друг от друга, овраги, в русла рек, их сгибы и истоки, они большей частью начинаются на равнинах или вытекают из больших озер. И в этом нам сделал существенную помощь знатный пан Ян Яцки7, который несколько лет назад был господином в московитского крае, а потом убежал к польскому королю Жыгимонту, когда после смерти великого герцога Василия разгорелось восстание. Однако пока он еще был в своей стране, а император Максимилиан отправил послов к великому герцогу Василию, то к нему обратились с большой просьбой, чтобы он, как человек особенно опытный, помог описать московитский край, что он с удовольствием принял и не пропустили ничего, что могло бы послужить знакомству со страной. Он также показывает, что этот край на севере очень холодный, и в тех местах не растут никакие плоды, однако имеется много животных, от которых добывают ценный мех, горностаи, соболя, ласки и им подобные. На юге этот край примыкает к Литве, имеет первобытных быков, медведей и больших чёрных волков, и ничем не отличается от Литвы. Если герцог ведет войну, он прячет свой клад в замок на воде, который называется Белое Озеро. Там в земельных списках написан город Угре, откуда должны происходить венгры, как это видно из взаимоподобных языков.
Выше московитов живёт много народов, которые называются скифами, однако некоторые из них подчиняются московитским князьям, те, кого завоевал герцог Иван, как Пермь, Башкирия, Крым, Югра, Карелия и Пермская, они были язычниками, однако он привел их к крещению и дал им епископа, которому они после отъезда князя жывьём сняли кожу, за что князь устраивал им многочисленные наказания. Однако другие земли остались в своей ереси, поклоняются солнцу,
[с. 650]
звёздам, диким животным и всему, что им встречается, и имеют отдельные языки. Там они не обрабатывают землю, не косят, не имеют никакого хлеба и денег, едят мясо дичи, не пьют ничего, кроме воды, живут в густых лесах в шалашах, являются дикими людьми, как будто не имеют разума. Их одеждой служат разнообразные меха диких животных. Живущие поблизости от моря, как угры и карелы, питаются рыбой и морскими коровами, которых они называют варнолами, и используют их кожу для многих вещей, а их жир продают. Там находится довольно высокая гора, откуда пошли венгры, как рассказывалось ранее.
Надо здесь также отметить, что старые космографы помещали на севере большую гору, которую они называли Рифея и Гиперборея, которая однако так и не была найденна. Также существует легенда, что Дон, или Танаис, и Ольга, или Волга, как ее называют другие, берут своё начало на высоких горах, однако установлено, что Дон и Ольга берут начало в Московии с равнинной заболоченной земли. Эти территории Московии, Руси, Литвы и других северных стран описал доктор Матеуш с Михова, поляк по месту проживания, он сам объездил их, и от него я взял большую часть того, что относится к выше обозначенных земель.
[Космография 1598: В 1582 Христовом году 26-го марта в Москве умер великий князь Иван Васильевич, и к власти пришел его сын Теодор Иванович.]
Вместе с этим у Скифского моря до Московии примыкает край, который называется Колмогора и есть очень плодородным, так как через него течет река Двина, которая настолько велика, что подобной ей не найти нигде в северных странах, и она похожа на Нилус в Египте в том, что в определенные дни года она разливается и этим удобряет поля. Поэтому люди просто бросают зерно в землю, которую не нужно обрабатывать ради этого, и зерно прорастает очень быстро, чтобы созреть до прихода воды, чтобы река его не затопило заново. В Двину впадает другая река, которая называется Юга, и в том же месте стоит большой торговый город Устюг, который находится в 150 милях от города Москвы. Подчиненные им народы привозят туда ценный мех куниц, соболей, волков, оленей, черных и белых лисиц, который они продают за другие товары.
Здесь я должен тоже что-то сказать о татарах и их происхождении, однако поскольку они имеют свои истинные поселения за рекой Танаисом в Азии и в Европе их живет немного, то я хочу перенести их описание в раздел об Азии, а здесь хочу дальше продолжить о других остальных странах, которых мы ещё не коснулись в Европе, и хочу двинуться с севера к югу.
__________________
1Победил.
2 Опечатка, которая была исправлена в следующих изданиях Касмаграфии: Конрад, который царствовал над Мазовией.
3Вероятно, имелся в виду русинский, так как прусский, или немецкий, упоминается далее.
4 Рукописная заметка к Космографии 1598 г .: "Москва имеет в длину 3000, а в ширину 1500 малых миль. В нее входят 15 княжеств, 16 воеводств и 2 царства. Выдающихся городов 21. Зима длится здесь 9 месяцев: однако имеется большое количество воды и зерна. Для великого князя все его подданных являются крепостными. В школах здесь учатся только читать и писать, чтобы никто не был более мудрый и умный за царя, и если однако кто-то изучает более Евангелие и легенды, то он получает наказание. Князь забирает у подданных меха и рыбу, которую пожелает, и никто не имеет разрешения продавать что-то, пока князь не продал свои товары. У него нет ни золотых, ни серебряных шахт. Он ..., где он .... ..., забирает у подданных то, что ему нравится. Его сила состоит из конницы. он должен иметь 300 тысяч лошадей, во что трудно поверить из-за пустынной земли.
5 Возовая бочка – бочка, которая может удержать груз целого воза. В пересчёте на современные меры, в зависимости от местности, содержит 800-1800 литров.
6Паола Джовио (іт. Paolo Giovio), Павел Ёвий Новакомский (лац. Paulus Iovius Novocomensis) (1483–1552) – бискуп Ночарский, итальянский ученый, гуманист, придворный врач римских пап, историк, биограф, географ, коллекционер.
7Ляцкий Иван Васильевич (? - после 9.01.1552) - государственный и военный деятель Великого княжества Московского. Был близким родственником Кошкина, из которых пошла династия российских царей, потом императоров Романовых.
Приложение: Изображения с издания 1598 года (Базель) >>
Хранится в Национальной библиотеке Франции, Отделение карт и планов, GE DD-1457 (RES)
< Папярэдні | Наступны > |
---|