Реставрация бумаги. Хранение, экспонирование и каталогизация
BY | RU
Когда мы говорим об архиве или коллекции бумажных экспонатов, мы выделяем несколько важных аспектов, а именно: хранение, экспонирование, каталогизация. Вот несколько полезных советов, которые помогут вам сохранить ценные экспонаты или семейные реликвии.
Неблагоприятные условия хранения и просто небрежное отношение приводят к повреждению документа. Правильный ремонт и консервация поврежденного листа бумаги может выполнить только специалист.
Хранение бумажных экспонатов
Подавляющее большинство бумаги до середины 19-го века было изготовлено из натурального льна или хлопкового сырья, которое было измельчено в крупной ступке на бумажных фабриках. Эту массу могли отбеливать, добавлять в неё натуральные клея, а также примеси шерсти и растительных волокон. Такая бумага может храниться в течение сотен лет при нормальном обращении (особенно хорошая бумага производилась в 18 веке).
Со второй половины 19 века древесина стала основным сырьём для бумажного производства. Такая бумага обладает высокой кислотностью, не сохраняет свои первоначальные свойства достаточно долго и разрушается сама по себе. Более того, это ускоряет уничтожение другой бумаги, которая находится рядом. Бумага низкого качества - газеты, серый картон, оберточная бумага - не может использоваться для прокладывания или обёртывания бумажных артефактов. Бумага низких сортов наносит непоправимый ущерб старым фотографиям.
Таким образом, важно хранить архив в бескислотных архивных папках или коробках, ценные листы важно обосабливать и хранить в пластиковых архивных файлах. Рекомендуется хранить коллекцию или архив в массивных деревянных полках или ящиках в помещениях с умеренной влажностью и устойчивой температурой.
Бумага должна периодически проверяться на наличие насекомых: вас должно насторожить, если из документов выпадают небольшие кусочки мусора. Очень важно касаться бумаги чистыми нежирными руками, лучше всего в тканевых перчатках. Много документов пострадало из-за использования канцелярского (силикатного) клея и клейкой ленты (скотча).
Экспонирование
Экспонирование (временное или длительное) бумажного объекта часто предполагает размещение его в раме. Лучше всего поручить эту работу проверенной багетной мастерской, которая сотрудничает с музеями. В мастерской можно уточнить, знают ли их специалисты, как защитить бумажный предмет от возможного негативного воздействия бумаги, используемой для оформления. Как правило, все багетные материалы имеют соответствующие сертификаты (низкая кислотность и т.д.). Но среди них есть так называемый музейный картон, которому следует отдавать предпочтение. Экспонат должен быть закреплен с минимальным захватом по поверхности, с использованием водорастворимого pH нейтрального клея или специальной клейкой ленты. Для ценных экспонатов используйте специальное стекло с высокой защитой от ультрафиолета.
При выборе места размещения экспоната в раме избегайте влажных стен (нижние этажи, наружные стены). Крайне важно не размещать бумагу (даже за стеклом) под прямым солнечным светом.
Каталогизация и описание
Неважно, если у вас есть чрезвычайно редкий лист или семейный документ, который является ценным для вас, он должен быть оцифрован. Для профессиональных целей используются специальные комплексы с камерами и планетарными книжными сканерами. При сканировании убедитесь, что глубина цвета сканера составляет не менее 24 бит. Для общего блага отсканированные документы должны размещаться в интернете в свободном или регламентированном доступе. Тематические коллекции требуют описания и публикации каталогов, а экспонирование на выставках добавляет авторитетности любому собранию.
Реставрация
Задача реставратора - замедлить процесс старения и, по возможности, устранить повреждения. Прежде чем начать работу, реставратор проводит серию тестов и выбирает конкретный метод восстановления. Как правило, это целый комплекс реставрационных работ, который может включать дезинфекцию, перевод важных отметок, сделанных чернилами, механическое удаление поверхностных загрязнений (пыль, грязь, пятна, клейкая лента и т.д.), фиксацию красочного слоя, удаление подклеек и клея, снятие со слоя-основы, удаление грязи путем мытья, удаление пятен с использованием реагентов, промывка, сушка, пластификация, закрепление основы (подклеивание разрывов, восстановление утрат, дублирование), художественное восстановление, консервация, прессование и т. д.
Реставрационные работы требуют наличия широкого спектра химических веществ и реставрационных материалов, специально оборудованного рабочего места, некоторые этапы достаточно трудоёмки и длительны. Среднее время восстановления одного листа составляет от трех до шести месяцев, при этом реставратор обычно работает параллельно с несколькими листами или книгами.
Стандартные методы и реагенты не всегда дают ожидаемые результаты: каждый реставратор накапливает свои собственные подходы за годы практики. Непрофессиональная работа может нанести непоправимый ущерб. Поэтому мы рекомендуем вам обращаться только к опытным реставраторам.
Одним из направлений деятельности нашей мастерской является восстановление и сохранение бумажных артефактов (наш контактный адрес - Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ).
Примеры реставрации
Карта Сарматии С. Мюнстера, первое издание 1540 г. Реставратору было поручено удалить желтые следы от клея, которым крепился корешок карты.
Карта Речи Посполитой Т. Майера 1773 года. Изначально карта была в плохом состоянии, но требовала удаления сложных пятен от воска и жира. В дополнение к стандартным работам по очистке, дезинфекции и промывке были также проклеены надрывы с восполнением утрат.
Карта ордена иезуитов 1773 года. Был выполнен стандартный комплекс работ. Работа осложнялась наличием затвердевшего клея от старого скотча, который нужно было соскрести под увеличительным стеклом.
Тиражная хромолитография конца 19-го века. Был выполнен стандартный комплекс работ. Часть красочного слоя была восполнена. С другой стороны - очистка и укрепление.
Хромолитография конца 19-го века. Исходное состояние было удовлетворительным. Широкие разводы по краям листа были вымыты, и был проведен стандартный набор реставрационных и консервационных работ.
Работа реставратора подчиняется некоторым требования: максимально сохранить первоначальный внешний вид, не нарушать замысел художника. Работа не должна быть излишней. В этом примере на обороте были выполнены только чистка, дезинфекция и укрепление.
< Папярэдні | Наступны > |
---|