О редких терминах печатного дела
BY | RU | EN
DOI: http://doi.org/10.54544/661
В июльском номере журнала Наука и Жизнь за 2020 год вышла статья "Об одном забытом слове", речь в которой шла о кожаных типографских мáтцах. За недостатком места в статью не вошли материалы о других подобных печатных инструментах — пробел, который и пытается частично восполнить эта страничка. |
||
Коротко о типографских матцах
Инструмент этот оказался идеальным решением насущной технической задачи — растереть краску до нужной консистенции и нанести ее ровным тонким слоем на поверхность выступающих элементов шрифтового набора или гравюрной доски. Матцы прочно вошли в общественное сознание, став непременным атрибутом типографских вывесок, печатных знаков, профессиональных цеховых и личных гербов, и даже игральных карт. |
|
|
А потом наступил индустриальный 19 век. В Англии изобрели композитный материал, предшественник каучука — смесь сахарной патоки, дегтя и клея. Застывая, этот материал образует твердую, но упругую массу. Поначалу им заменили набитую шерстью кожаную подушку, сохранив традиционную форму матцы. А вскоре из композитной массы научились отливать цилиндрический бесшовный валик. Эпоха кожаной матцы завершилась. |
||
|
![]()
|
|
С наступлением советского периода о матцах и вовсе постарались забыть: власть торопилась поскорее "отречься от старого мира" и всех связанных с ним атрибутов. Так, этого слова нет ни у Ожегова, ни даже в Большой Советской Энциклопедии. Забывать — дело нехитрое. Начиная приблизительно с середины 1960-х годов в научных статьях можно встретить откровение: "Краску на набор накладывали с помощью мацы — большой кожаной рукавицы". А сегодня в некоторых сетевых и печатных изданиях, включая университетские учебные пособия (они выходили под разными именами — кто кому служил источником, сказать затруднительно), можно найти описания подготовки печатных матец к работе, переписанные буквально слово в слово ... из кошерных кулинарных книг, где приводятся рецепты приготовления блюд из мацы́! |
||
Тем не менее, благодаря музеям живой истории и энтузиастам печатного дела, матцы продолжают жить и сегодня. Желающие могут увидеть их в работе и даже попробовать себя в искусстве батырщика. На снимке справа — Гари Грегори, основатель и директор Мемориальной типография Бенджамина Идса и Джона Гилла в г. Бостон (штат Массачусетс), воспроизводящей обстановку периода американской революции. А по этой ссылке — демонстрация работы мастера-печатника на современной версии печатного станка Гутенберга в Музее истории печатного дела в г. Альпайн (штат Юта), основанного предпринимателем Луисом Крандалом в 1998 году. |
![]() |
|
Итальянское слово mazza (бита) функционально. Термины, используемые во многих других языках, подчеркивают округлость формы. Немецкое название — Druckerballen, английское — ink ball (встречается также термин dabber), нидерландское — inktbal или drukkersbal, финское — väripallo, французское — просто balle.
|
![]() |
|
Обратимся теперь к другим приложениям метода высокой печати и тем инструментам, которые применяются в таких приложениях. Набойка на ткани |
||
Набойка на ткани распространена во многих культурах и по древности намного превосходит книгопечатание. На печатный блок с выступающим рисунком наносят краску (для прямой печати), травитель (для удаления краски с уже равномерно окрашенной ткани) или резерв (например, воск — для покрытия мест, куда краска не должна попасть при последующем окрашивании). Затем изображение с печатного блока переносят на ткань и подвергают ее необходимой дальнейшей обработке. Старейшие образцы набойки на территории бывшей Российской империи относятся приблизительно к 11 веку. Их обнаружил в 1874 году при раскопках курганов близ села Левинки Стародубского уезда Черниговской губернии в Украине видный археолог Древней Руси Д.Я. Самоквасов (1843–1911).
|
![]() |
|
Второй из описанных в литературе способов сохраняется, главным образом, в Украине. Печатный блок (укр. лице́) устанавливают горизонтально, резной стороной вверх; ткань накладывают на него и либо пристукивают, либо прикатывают сверху. Для нанесения краски на печатный блок служат две обтянутые кожей подушки — товку́ши. "Товкуша, ші, ж. — у выбойщиковъ: инструментъ, которымъ накладывается краска на матрицу узора: четырехугольная дощечка съ рукояткой сверху и кожаной подушкой снизу" (Словарь української мови: в 4-х тт. / За ред. Б. Грінченка. К., 1907–1909. Т. 4. С. 270). Между товкушами и типографскими матцами существует прямая параллель. "Краской смазывают две обтянутые кожей подушки (укр. товку́ши). Эти подушки набиты на четырехугольные доски с ручками. Подушки ударяют друг о друга; благодаря этому краска ложится на них равномерно, и тогда этой краской покрывают узор, вырезанный на деревянной доске (укр. лице́; рус. ма́нера, набивная доска), для чего обычно бьют по доске подушкой" (Н. Дубина «Откуда есть пошла»... печать по ткани.) Пример набойной печатной доски с миниатюрными элементами узора, предназначенной, скорее всего, для нанесения краски именно кожаной товкушей-матцей, а не прикладыванием к суконке, приведен на иллюстрации справа. Этот блок изготовлен при помощи резьбы по дереву и инкрустирован металлическими деталями: пластинками и проволокой, что позволяет создавать тонкие и четкие линии контура. Тушевой оттиск (Китай) |
|
|
В Китае издревле существовала традиции запечатлевать в камне важнейшие канонические тексты (Аналекты Конфуция, произведения классической поэзии, буддийские сутры, шедевры каллиграфии и им подобные). Их гравирование в виде углубленного рельефа на каменных стеллах стало особым видом пластического искусства. С изобретением бумаги во втором веке новой эры появилась возможность создавать копии таких рельефов для государственных и личных библиотек, что привело к зарождению и становлению новой формы графики. Эту графическую форму — искусство тушевого оттиска — в наши дни обозначают словом 拓 (tà или tuò). Считается, что его история насчитывает не менее полутора тысяч лет. |
|
|
Для изготовления оттиска используется инструмент, который называется 拓包 (tà bāo) и напоминает своей формой типографскую матцу. Значение второго иероглифа — пакет, сверток или пельмень. По-русски название этого инструмента обычно переводят как "тампон табао". Увлажненный лист бумаги накладывают на поверхность камня и приглаживают его специальной щеткой так, чтобы вдавить бумагу в углубления печатной формы. Затем при помощи тампона табао (как правило, одного — в случае вертикальной поверхности — или двух — в случае поверхности горизонтальной) наносят краску на наружную сторону листа. Вдавленные участки при этом остаются неокрашенными. В результате на бумаге образуется оттиск печатной формы, который, в отличие от книгопечатания или гравюры, получается позитивным, а не зеркально перевернутым. |
|
|
В течение столетий в искусстве тушевого оттиска возникло множество стилей и направлений. Наиболее очевидный признак классификации опирается на тип красящего вещества: в технике 墨拓 (mò tà) используется черная тушь, а в технике 朱拓 (zhū tà) — киноварь или другой ярко-красный пигмент. Также в течение более чем тысячи лет различают "золотисто-вороные" оттиски, выполненные насыщенным черным глянцевым тоном (烏金拓, wūjīn tà), и оттиски стиля "крыло цикады" с легкими полупрозрачными разводами, которые складываются как бы в графическую рифму (蝉翼拓, chányì tà). Более подробно об искусстве тушевого оттиска можно прочитать в статье В.Г. Белозёровой. A видео-демонстрация с использованием малых форм, записанная в Национальном историческом музее Наньтоу (Тайвань), позволяет разом охватить все стадии изготовления оттиска.
|
|
|
Полихромная ксилография (Япония)
|
|
< Папярэдні | Наступны > |
---|