Падобныя матэрыялы
- ГІСТОРЫЯ ГРАВЮРЫ. Гравюра разцом, афорт
- Інвентар спецыяльных пазнак на гравюры
- Admiral's map. Martin Waldseemüller, 1513
- Карта свету Дж. А. Вавасорэ 1520-30-я гады, факсімільная копія
- Карта мира Дж. А. Вавассоре 1520-30-е годы, факсимильная копия
- Карта Адмірала. Марцін Вальдзеемюлер, 1513 год
- Карта Адмирала. Мартин Вальдземюллер, 1513 год
- Адзін дзень з жыцця горада ў 16 стагоддзі
- "Белкартаграфія" выдала каляровую гравюру Горадні 1568 года
- "Белкартография" издала цветную гравюру Гродно 1568 года
- Студыя imago.by прыняла ўдзел у свяце гравюры ў Горадні
- Студия imago.by приняла участие в празднике гравюры в Гродно
- Гравюры і рэканструкцыі старадаўняй графікі на выставе зброі
- Гравюры и реконструкции старинной графики на выставке оружия
- Выстава Зьмітра Шапавалава "Нарысы з мінулага"
- Невядомая гравюра Горадні?
- Неизвестная гравюра Гродно?
- Аб рэдкіх тэрмінах друкарскай справы
- Падрыхтавана копія гравюры Горадні Тамаша Макоўскага
- Тамаш Макоўскі. Гравюра Горадні. 1600 год.
- Томаш Маковский. Гравюра Гродно. 1600 год.
- Tamash Makouski. Grodna 1600
- Ноч музэяў у Віленскім беларускім музэі імя Івана Луцкевіча
История гравюры. Литография, гелиогравюра
BY | RU
Литография
Литография была изобретена в конце XVIII века А́лоизом Зе́нефельдером (1771–1834) и стала очень восстребованной в XIХ веке в прикладной и художественной сферах. Основой для печатной формы служит литографский камень-известняк, на котором художник рисует специальным литографским карандашом или жирной литографской тушью. Далее камень травится окисленной водой, которая не проникает в поры камня в местах, где был нанесён рисунок. После на камень накатывается краска, которая под давлением пристаёт к бумаге только там, где был нанесён рисунок. Печатается литография на специальном литографском прессе.
![]() |
![]() |
Фрагмент немецкой литографии "На Березине" 1847 года. |
С техническими и визуальными особенностями литографии всё достаточно просто. Но в терминологии присутствует определённая условность. Фактически литография отнесена также к гравюре, хоть в строгом смысле не является ей, потому что гравирование как таковое отсутствует. Когда идёт речь о художественной литографии, более точно называть её эстампом. Для литографической иллюстрации термин гравюра приемлем.
![]() |
![]() |
|
Фрагмент литографического портрета Тадеуша Костюшки 1826 года. Этот привлекательный и полный достоинства образ создал французский художник и литограф Жан-Батист Мозес (Jean-Baptiste Mauzaisse) |
Репродукционная гелиогравюра
Во второй половине ХIХ века возникли новые способы создания печатной формы с использованием фотографического оборудования (химическая и механическая фотогравюра, гелиогравюра, хромолитаграфия, цинкография).
Гелиогравюра не считается произведением искусства, так как при её создании практически отсутствует творческая составляющая. Но, как уже говорилось ранее, репродукционная гравюра может иметь историческую и библиографическую ценность, более того, много артефактов дошло до нас только благодаря репродукциям. Некоторые любимые графические произведения доступны для коллекционера только в виде гелиогравюры. Такой лист ещё имеет черты, характерные для классической гравюры: это и след от металлической пластины по краям (фасет), и издательские знаки, и сам процесс печати.
![]() |
![]() |
Фрагмент гелиогравюры 1888 года издания по рисунку Артура Гротгера. Оригиналы его известных серий находятся в разных музеях. Сам автор не занимался эстампом, поэтому этот материал доступен только в виде репродукций. Возвышенные работы Артура Гротгера многократно переиздавались, соответственно, встречается множество некачественных репродукций: ксилографий, литографий, фотографий и почтовых карточек. Коллекционеров же в первую очередь интересуют венские издания издательства Бонды (Fr. Bondy) и львовские издания Альтенберга (H. Altenberg). Для гелиогравюры характерна точная передача деталей изображения. К минусам можно отнести некоторую "узкость" тонового диапазона, хоть бы и при точных светотеневых отношениях в границах этого диапазона. Отдалённо гелиогравюра напоминает акватинту, но имеет более мелкий и правильный растр. Также пластина для гелиогравюры не даёт таких больших тиражей, как литографский камень или стальная пластина. Поэтому гелиогравюра, как правило, использовалась для создания художественных репродукционных альбомов небольшим тиражом, до 1000 штук |
На этом мы заканчиваем обзор распространённых графических техник. Изложение получилось тезисным и не претендует на всеобъемлемость. Для нас важным было проиллюстрировать основныя отличия графических техник настоящими примерами, прикоснуться к красивому миру старинной графики.
< Папярэдні | Наступны > |
---|