Падобныя матэрыялы
- История гравюры. Литография, гелиогравюра
- Гродна. Стары замак
- ГІСТОРЫЯ ГРАВЮРЫ. Гравюра разцом, афорт
- Інвентар спецыяльных пазнак на гравюры
- Admiral's map. Martin Waldseemüller, 1513
- Гравюра «Vera Designatio Urbis in Littavia Grodnæ»: новыя акцэнты. Частка ІІІ
- Карта свету Дж. А. Вавасорэ 1520-30-я гады, факсімільная копія
- Карта мира Дж. А. Вавассоре 1520-30-е годы, факсимильная копия
- Гравюра «Vera Designatio Urbis in Littavia Grodnæ»: новыя акцэнты. Частка І
- Гравюра «Vera Designatio Urbis in Littavia Grodnæ»: новыя акцэнты. Частка ІІ
- Картаграфічная спадчына Маціаса Цюнта, выканаўцы гравюры Горадні 1568 года
- Карта Адмірала. Марцін Вальдзеемюлер, 1513 год
- Карта Адмирала. Мартин Вальдземюллер, 1513 год
- Адзін дзень з жыцця горада ў 16 стагоддзі
- "Белкартаграфія" выдала каляровую гравюру Горадні 1568 года
- "Белкартография" издала цветную гравюру Гродно 1568 года
- Студыя imago.by прыняла ўдзел у свяце гравюры ў Горадні
- Студия imago.by приняла участие в празднике гравюры в Гродно
- Гравюры і рэканструкцыі старадаўняй графікі на выставе зброі
- Гравюры и реконструкции старинной графики на выставке оружия
- Выстава Зьмітра Шапавалава "Нарысы з мінулага"
- Невядомая гравюра Горадні?
- Аб рэдкіх тэрмінах друкарскай справы
- Падрыхтавана копія гравюры Горадні Тамаша Макоўскага
- Тамаш Макоўскі. Гравюра Горадні. 1600 год.
- Томаш Маковский. Гравюра Гродно. 1600 год.
- Tamash Makouski. Grodna 1600
- Ноч музэяў у Віленскім беларускім музэі імя Івана Луцкевіча
Неизвестная гравюра Гродно?
BY | RU
В 1686 году в третьем томе "Theatrum Cosmographico-Historicum" авторства Якоба Коппмайера (Jakob Koppmayer) была опубликована гравюра с изображением панорамного вида правобережной части Гродно первой половины 17 века. Этот вид уже давно известен исследователям. Внешне он сильно напоминает гравюру авторства Тамаша Маковского и на первый взгляд является не очень точной ее репликой. Однако при более детальном его изучении возникает много спорных моментов, которые могут косвенно свидетельствовать, что перед нами - неизвестная гравюра!
Гравюра Маковского была выполнена в 1600 году, однако о ее существовании исследователи узнали только в конце 1980-х годов. Изображение имеет большое значение для изучения истории архитектуры Гродно в период Нового времени и является очень ценным графическим источником. Однако при анализе упомянутой гравюры мы пришли к выводу, что некоторые архитектурные объекты, изображенные на нем, имеют ряд неточностей. Чья это ошибка: автора, который делал эскизы для будущей гравюры, или гравёра, который не очень точно перенес изображение на печатную матрицу – мы не узнаем, наверное, никогда.
Существенные искажения есть и на гравюре Коппмайера, только, в отличие от гравюры Маковского, архитектурные объекты тут показаны в значительно упрощенном виде (ратуша, Пречистенская церковь, церковь на Подоле, бернардинский костел и др.). Зато такие объекты, как Старый Замок и Фара Витовта, содержат ряд качественно новых деталей.
Так, Старый замок показан как бы сверху, что позволило немного "заглянуть" на территорию его внутреннего двора. Мы видим, что башня-ворота и башня со стороны Нёмана имеют полукруглые завершения в виде куполов, галерея имеет крышу. В левой части к галерее примыкает здание с двускатной крышей, а у левой части дворца находится прямоугольная конструкция. Территория замка соединяется с городом мостом, отличительной особенностью которого являются три арочных пролета. Примечательно, что аналогичной конструкции мост сохранился до сегодня, а в инвентарях замка впервые упоминается в 1650 году. На гравюре Маковского на этом же месте показан деревянный мост.
Фара Витовта на гравюре Коппмайера также содержит ряд качественно других, в отличие от гравюры Т.Маковского, деталей. Так, на восточном фасаде показаны пять окон, а на гравюре Маковского их семь. Многие поздние графические материалы (планы и фотографии) показывают, что в действительности их и было пять. На гравюре Маковского перед башней с левой стороны показаны контрфорсы, зато у Коппмайера явно показано с левой стороны постепенное сужение ярусов самой башни, которое наиболее заметно на фотографиях второй половины 19 в. Еще одна немаловажная деталь – ярусность башни. На гравюре Маковского башня показана как пятиярусная с двумя парами окон на каждом из ярусов, зато на другой гравюре эта ярусность почти не заметна и окна расположены одиночно на каждом из уровней. Примечательно, что именно такое расположение окон на башни показано и на обмерном рисунке Фары Витовта 1803 года.
Из всего вышеприведенного можно сделать вывод, что гравюра с изображением Гродно, которая была опубликована в 1686 году, очень похожа на гравюру Маковского, однако, в отличие от неё, содержит ряд деталей, появление которых трудно объяснить. Мы можем допустить, что Старый замок был перерисован с предыдущей гравюры, а мост с тремя арками мог быть придуман гравером (совпадение), однако в случае с изображением Фары Витовта так думать не приходится. Единственным рациональным объяснением происхождения этих гравюр, как Маковского, так и Коппмайера, является то, что обе они создавались на основе одного графического изображения. Скорее всего, приблизительно в конце 16 в. - 1600 году Тамашем Маковским были сделаны эскизы для создания будущей гравюры. В 1600 году на основе этих эскизов была создана знаменитая гравюра, которая, по всей вероятности, из-за стремления мастера-гравёра добавить детализации, получила ряд ошибок. В свою очередь, гравюра 1686 года была создана не на основе гравюры Маковского, а по эскизным рисункам Маковского.
Мы благодарим автора материала за разрешение опубликовать его на нашем сайте. Поводом для публикации стало появление загадочной гравюры в продаже. Литовский коллекционер предложил гравюру для продажи со стартовой стоимостью около 2000 евро. Такая стоимость не радует: изображение имеет не большой размер и не в очень хорошем состоянии. За последние 10 лет наблюдений за рынком старинной графики изображение из изданий Коппмайера встречалось всего один раз: это была гравюра Вильни, и ее стоимость в 2016 году достигла 800 евро. Тем не менее гравюра Гродно действительно редкая и представляет научный и культурный интерес.
< Папярэдні | Наступны > |
---|